Никита Михалков: Критики для меня как бакены. Они освещают мне путь своей ненавистью.
Никите Сергеевичу Михалкову – 65! А кто даст?! Выглядит браво, энергичный, поджарый, бьющий наповал своим мужским обаянием. И, как всегда, в центре внимания. Его пылко любят, некоторые так же пылко ненавидят, но уж равнодушным он не оставляет никого. Вот и на этот раз телефон «Прямой линии» буквально разрывался – читатели спешили поздравить режиссера с грядущим днем рождения, пожелать ему удачи, поделиться мыслями.
Про Михалкова часто говорят: «барин», «царь»! Мы в редакции повидали много персон, которые вели себя и по-царски, и по-барски, не имея к этому серьезных творческих поводов. Так вот – Никита Михалков общается и с читателями, и с журналистами просто, уважительно, по-дружески, без тени звездности и барства. А это дорогого стоит. Нам показалось – ему самому было интересно вести живой диалог со своими зрителями, поклонниками и даже недоброжелателями…
О юбилее
– Кто будет самым желанным гостем на вашем юбилее?
- Знаете, это вроде бы полуюбилей – 65. Такие праздники – вообще мучительная штука, честно вам скажу. Это в детстве думаешь: вот, у меня день рождения. И ждешь, заглядываешь в глаза, под подушку – что тебе подарили. А сейчас надо его провести Божьей милостью, с меньшими потерями. Ты должен никого не забыть, думать о том, как лучше сделать, и все равно кто-то найдет в этом изъяны… Это утомительная штука. А на этот раз наложилось еще то, что восьмилетняя работа заканчивается – практически завершили монтаж «Цитадели». И, я думаю, люди творческие меня поймут, это большое опустошение. Как будто что-то такое из тебя вынули и это больше тебе не принадлежит. Мы снимали 8 лет, последний съемочный день… и вдруг понимаешь, что всем в группе не хочется, чтобы это заканчивалось. Я очень горжусь тем, что люди, с которыми я работал, не хотели расставаться.
- А новое что будете делать, чего нам от вас ждать?
- Многие критики считают, что от меня уже ждать нечего, но это заблуждение. Мы закончили монтаж «Цитадели», мы делаем 13 серий «Утомленных солнцем» для телевидения. Вот говорят: потрачено столько денег. Но никто не думает, что это два фильма огромных и еще 13 серий в одном флаконе. И это деньги, которые на телевидение точно вернутся за счет рекламы.
Сейчас мы пишем сценарий с Владимиром Моисеенко, с одним из авторов и «12», и «Утомленных солнцем», по мотивам бунинского рассказа «Солнечный удар». И лежит замечательный сценарий – это жизнь и гибель Александра Грибоедова, который мы написали почти 20 лет назад, но из-за событий в Карабахе не могли снимать. Как раз центр приложения сил Грибоедова – это заселение Карабаха. Мы писали сценарий в течение четырех лет и, пока писали, накопали такого материала, который просто переворачивает всю историю, в том числе и замечательную тыняновскую книгу. Мы нашли документы, по которым можно понять, что убийство Грибоедова – это не разъяренная исламская чернь, а спланированное англичанами политическое убийство лидера, который мешал им на Шелковом пути движения в Индию.
- Кого видите в роли Грибоедова?
- Раньше был Меньшиков. Двадцать лет назад. А сейчас? Очень похож на него Смольянинов. И артист хороший. Но… чего-то не хватает. Будем еще искать…
О «Предстоянии»
– Это Татьяна из Москвы. Я очень люблю ваше творчество и вас. Посмотрела «Утомленные солнцем-2», мне понравилось, но непонятно, за что на вас критики обрушились. Я даже слышала, что вы стали перемонтировать вторую часть. Это правда?
- Нет, это неправда. Выдается желаемое за действительное. Татьяна, поймите, если ты знаешь, что не ты один, а тысячи людей вложили в этот труд свое сердце, любовь к тем, о ком они рассказывают, и Бог попустил, чтобы это было сделано, никакое мнение критиков, блогеров меня абсолютно не волнует. Мало того, не дай Господь, чтобы эти люди меня похвалили. Потому что они для меня бакены, они освещают мне мой путь своей ненавистью. Потому что я понимаю, что до тех пор, пока они меня так пытаются гнобить, это значит, я иду правильной своей дорогой. Я из казаков сам из сибирских, у казаков замечательная пословица: «Если ты едешь к дому и не слышишь лая собак, значит, ты сбился с пути». Поэтому я не перемонтирую картину и не переделываю, она выйдет ровно такой, какой я ее задумал вместе с моими товарищами. А время рассудит. Знаете, как Александр Сергеевич говорил: сочтемся славою. Булгарин прославился потому, что поносил Пушкина и Грибоедова. Я ни в коей мере не сравниваю себя ни с одним, ни с другим, но не очень завид
ная судьба прославиться так, как прославился Булгарин – на ненависти к людям, которые что-то делают и обладают какими-то способностями.
Не надо ничего ломать, надо строить. Мы настолько наломали уже дров, что, мне кажется, созидание должно быть основой движения, а не разрушение. Я, например, никогда не снимал и не буду снимать кино о тех, кого я не люблю. Как сказал Ильин гениально, что жить надо для того, ради чего можно умереть. Вот это серьезно.
О Галкине и Пугачевой
- Вам звонит Оксана, Дзержинск. Я слышала, что, когда Максим Галкин отказался участвовать в церемонии вручения «Золотого орла», Алла Пугачева пришла к управделами президента просить: защитите Галкина, Михалков теперь его в порошок сотрет! Вы так любите мстить?
- Нет. Я вообще не завистлив и не мстителен. Надеюсь. Мало того, замечательная есть молитва, когда ты просишь Господа не вселить в сердце твое злопамятство, злорадство и мстительность. Ведь почему человек приходит просить защитить своего товарища, опасаясь чьей-то мести? Ни с того ни с сего? Нет. Потому что, видимо, тот, кто приходит просить, чувствует, как бы он поступил с тем, кто ему отказал. И, боясь, что это качество присуще не только ей, Алле Борисовне, но и еще кому-то, она решила защитить Галкина. Я не держу на него зла, он обаятельный и талантливый человек, я вообще трудно себе представляю, как я ему мщу. Стою в подъезде с водопроводной трубой, завернутой в «Комсомольскую праву», и жду, когда он войдет? У меня есть другие интересные дела. А тот, кто просит, чтобы защитили, просто видит в других отражение себя.
– Никита Сергеевич, здравствуйте. Наталья. Очень люблю ваши фильмы. Прочитала, что вы предложили ввести налог на каждый чистый DVD-диск для того, чтобы поднять наше кино и перечислять деньги на новые фильмы…
- Давайте сразу поставим точки над «i». Не я предложил, а Государственная Дума предложила. Я к этому предложению не имею никакого отношения. Просто удобно на Михалкова нагружать все.
- То есть и это на вас свалили?
- Да. И ничего страшного. Пусть валят. У меня в этом смысле ноги не подкашиваются. Все равно столько про себя читаю или слушаю… Нужно либо погрязнуть в том, чтобы все время говорить «нет», либо терпеть спокойно. Это закаляет очень. Терпеж – вообще великая штука. Поэтому в данном случае это совершенно не ко мне. Но я очень надеюсь, что если это произойдет, то я постараюсь сделать все, чтобы это не украли, как предполагают, что этим занимаюсь я, и чтобы это все-таки помогло, во-первых, старикам, которые бедствуют и которые сделали великое советское кино, а во-вторых, тем, кто хочет и может снимать кино.
- Получается, что несчастные потребители должны авансом проплатить то, что еще только будет записано на чистые диски. Ну ладно, там будут ваши фильмы. А если всякая ерунда? Вот ведь что обидно.
- И мне обидно. Но это не ко мне.
О женщинах
– Ольга из Омска. Правда ли, что вы в обиде на Катрин Денев за то, что она, являясь заместителем председателя жюри на кинофестивале, не присудила награду «Утомленным солнцем»?
- Знаете, досада бывает, обид нет. Я вообще не обижаюсь ни на кого и никогда. Можно верить в это, можно нет, но я очень услышал мою матушку, которая мне сказала однажды: «Никогда не обижайся. Потому что, если тебя хотели обидеть, не доставляй удовольствие тому, кто этого хотел. А если не хотели – всегда можно простить». Поэтому у меня нет обиды. Значит, не время, в другой раз, Бог даст.
- А в тех фильмах, которые вы снимаете сейчас, уже в XXI веке, есть место для Катрин Денев и для других ярких актрис? А то у вас такие мужские картины…
Наталья Кончаловская с сыновьями Никитой (в центре) и Андроном (слева). Фото из семейного архива
- Да уж не скажите. А «Раба любви», а «Пять вечеров»? Понятие женщины ведь не ограничивается только красотой, скажем, Денев или фигурой Анджелины Джоли. Это более серьезно и глубоко. И мне кажется, что я женщин чувствую… Мало того, я вам скажу, я по-настоящему понял, что такое женщина, когда почти год жил в Париже, монтируя «Ургу», с моей маленькой Надей, которой было 4 года. Не было никого – ни нянек, ни бабок, мы были вдвоем. И вот только тогда, наблюдая за ней, я понял вообще, что женщина заложена в женщине уже с этих лет. Поэтому я надеюсь, что в картине «Цитадель» женскую судьбу вы увидите.
- А дочки с вами по личным вопросам советуются? Показывают кандидатов в мужья?
- Нет. Что значит советоваться? Вы понимаете, если твоей дочери нужен совет, выходить ли ей замуж за этого человека или нет, значит, она его не любит. Здесь нужно только положиться на ее воспитание и на то, что в нее вложили – ты, мама, бабушка, дедушка. Очень важно в нашей семье – большой упор на индивидуальную ответственность. Делай, что хочешь, но ты должен помнить, как твоя фамилия, какого ты рода. Поэтому те шишки, которые набивали себе дети, да, конечно, я был рядом, конечно, я наблюдал за этим, но я никогда не пытался вмешаться в их отношения с мужчинами, женщинами, с товарищами. Самостоятельность – единственный путь к выработке иммунитета человека к жизни.
– Илона из Москвы. Как вы относитесь к тому, что анекдотов про тещ навалом, а анекдотов про тестя ни одного?
- Ну, может быть, потому, что теща всегда ярче, чем тесть.
- Да? То есть вы надеетесь тоже отсидеться. Вы вот недавно стали тестем. Вам не жалко было девочку отдавать?
- Конечно, не жалко.
- Вам повезло с зятем?
- Понимаете, это ей должно повезти с мужем, а не мне с зятем. Если не повезло с мужем, значит, не повезло и с зятем.
- А вот внуков ваших как-то и не видно. Какой вы дедушка?
- Я молодой дедушка.
Счастливый отец обожает своих дочек Анну (слева) и Надю (справа).
Фото: PHOTOXPRESS
-Это понятно, наверное, вам поэтому и не задают вопросы как деду, что вы еще такой ого-го!
- Вот, Илона, наконец разговор стал лучше. (Смеется.) Вы знаете, они растут, такая мелочь, шесть человек, шесть душ. Разные все. Веселые. Называют меня Никитон. Абсолютно на равных общаемся.
- А вы в стрелялки с ними играете?
- Ох, это точно. Больше того, я, к своему стыду, когда Надя была поменьше, ужасно был огорчен, когда вынужден был ее наказать и не пойти с ней в Лунапарк. Наказал я в итоге себя, потому что хотел туда больше нее.
– Никита Сергеевич, а вас еще могут удивить женщины?
- Конечно.
- Чем же?
- Нет, ну, понимаете, твой опыт общения с женщинами определяется не тем, что нового ты узнал, а как развивается то, что ты знаешь. Это интересно. Нового я ничего не могу узнать. Ну, может быть, только усугубление тех или других качеств. Но это интересно, потому что количество переходит в иное качество… Когда ты просекаешь, это очень интересная игра. А если еще женщина умная, она ловит эту волну…
- То есть вы игрок?
- Конечно.
- А кто из актрис способен поддержать интеллектуальную игру?
- Ира Купченко, Чурикова. На интуитивном уровне – Толстоганова. Понимаете, это очень мешает, если, допустим, актриса может с тобой поддерживать философские разговоры… Это как у Чехова, он говорит – когда философствует мужчина, это философия, а когда философствует женщина, это уже все-таки «потяни меня за палец».
- То есть и вы такой же, не любите слишком умных…
- Умные-то как раз сами любят вести игру…
- А было, чтобы женщина вас переиграла?
- Переиграла – нет. Разочаровывала – да. Удивляла разочарованием – да. Но переиграла – нет, были женщины, которые просто оставляли и исчезали…
Это как раз те самые умные женщины, которые понимают, что у этих отношений есть предел. Что это игра. И я им за это благодарен. Потому что я, так сказать, продолжал бы этот суп подогревать…
- А потом они бы перегрелись, прокисли и стали никому не интересны.
- Да, да, или остыли…
- Вроде бы у вас была подруга Лена Матвеева.
- Да. Настя Вертинская меня от нее и увела. Лена – чудный человек. Балерина. А потом она стала постановщиком, хореографом у Чайковской. И у всех этих олимпийских чемпионов – хореография Лены Матвеевой.
- Вы встречаетесь?
- К сожалению, нет. Для нее то наше расставание было ударом. И главное, что я понимал, что это удар.
- Но увлекла страсть…
- Меня, как глухаря, сняли. На время.
- Это вы про Анастасию Вертинскую, вашу первую жену? Она вызывает восхищение. Изменилось ли у вас к ней отношение?
- Ну нет, она очень сильный человек, которому совершенно необязательно присутствие рядом фигуры, которая сильнее ее. Она очень хорошая актриса. Не моя актриса. Потому что в ней мужской ум, на мой взгляд, несколько мешающий ее профессии. Но это не делает ее менее одаренным человеком.
- Наверное, в семье тоже это мешает?
- Наверное, да.
Никита Михалков с детства вырабатывал бойцовский характер и военную выдержку
О разном
- Недавно в Интернете в ЖЖ появился Никита Михалков – настоящая ли это ваша страничка?
- Нет, ненастоящая.
– Часто мы видим любопытные пародии в ваш адрес. Вас представляют как царя. Как вы к этому относитесь?
- Да никак. Пустили слух, что я после фотожаб подаю в суд на Интернет. Это все вранье абсолютное. Ведь важно же, насколько твоя совесть чиста по отношению к тем, с кем ты общаешься, и к окружающему миру. Когда тебя обвиняют в том, что ты узурпатор, ты подчинил Союз кинематографистов… А я задаю вопрос: ребята, вот то, что я думаю и говорю вслух, кому-нибудь помешало? Кого-нибудь сняли с работы? Лишили фильма? Кто-нибудь пострадал от меня? Выясняется, что нет… Ну что ж, я не виноват, что я думаю не так, как вы. Не страшно, когда тебя ненавидят ни за что, страшно, когда есть, за что ненавидеть. А когда не за что – там и зависть, и ревность, и бог знает еще чего. Очень многие обижаются на то, что ты работал с ним в картине, он был родным, близким. А потом у тебя идет жизнь дальше. А человек думает, что он навсегда, ты его к себе приблизил. Очень редкие люди, допустим, Саша Адабашьян, Леша Артемьев, остаются. Но это единицы, ближайшие друзья.
– Кто из близких вам сейчас поддержкой является?
- Бог. Все остальное уже имеет меньшее значение. Я не потому, что такой ортодокс, но просто – блажен, кто верует, тепло ему на свете. И когда ты понимаешь, как гениально сказал Олешковский: свобода – это абсолютное доверие Богу.
- Не каждый может.
- Но это же не усилие воли – я вот сейчас буду верить. Это или есть, или нет. Ты чувствуешь, что не один на свете…
Вообще лучшее, что я придумал в кино, я придумал или на бегу, или во время плавания, или на охоте, или на велосипеде… Я иногда бегал кросс, и, когда приходила в голову какая-то мысль, я на 10 минут раньше прибегал, чем обычно. Причем не потому, что я бежал к столу письменному, а потому, что ты летишь – вот оно, вот оно! Выясняется, что вдохновение быстрее двигает ноги. Удивительная штука.
БЛИЦ-ОПРОС
- Три вещи, которые вам непонятны.
- Как работает электричество. Почему человек, если стоит вверх ногами или висит и проглатывает кусок хлеба, он почему-то идет в желудок, а не вываливается из него. И мне непонятно, почему мерзости в Интернете люди пишут после трех часов ночи. Что их так мучит, что их пучит, что они не могут это сделать днем… Губительность языка русского в Интернете лежит.
- Три вещи, которые вас пугают.
- Безверие. Мстительность. Зависть.
- Три плюса вашего характера.
- Работоспособность. Доброта. И способность – может, от лени – не отвечать на обиды.
- Три минуса вашего характера.
- Гневливость. Поверхностность иногда в тех предметах, которые требуют большого внимания. Легкомыслие определенное. Вера в авось.
- Три вещи, которые вы делаете чаще всего.
- Говорю по телефону. Играю в теннис. Работаю.
- Три места, куда бы вы хотели попасть.
- Во-первых, я хотел бы попасть в рай, если получится. Во-вторых, хотелось бы попасть еще раз на Афон. А самое главное – не потерять желание куда-нибудь попасть.
Комсомольская правда Анна ВЕЛИГЖАНИНА — 21.10.2010
Команда проекта «ЗНАКОМОЕ ЛИЦО» поздравляет Hикиту Сергеевича с юбилеем, желает ему крепкого здоровья и творческого долголетия !
А я иду шагаю по Москве… – ВИДЕО
Свой среди чужих, чужой среди своих.. – ВИДЕО 1
Свой среди чужих, чужой среди своих.. – ВИДЕО 2 !!!…